Вы устали делать за ребенка домашние задания на компьютере? Как организовать комфортное дистанционное обучение школьника? Ребенка интересуют только компьютерные игры и видео в интернете? Вы хотите, переключить его из состояния «игрок» и «зритель», в состояние «программист» и «автор». Мы поможем сделать компьютер помощником и другом школьника.
Это базовый курс для школьников 4-5 классов, систематизирующий знания в области информационных технологий и совершенствующий практические компьютерные навыки. Школьники смогут попробовать себя в роли программиста, конструктора, дизайнера и веб-мастера. Предварительной подготовки для обучения не требуется.
Предварительная подготовка
наличие навыков работы с мышью и клавиатурой. Проверить уровень подготовленности можно, пройдя Тестирование.
Функционал ПК как рабочий инструмент
Поиск информации и оформление работы в Word
Рисование и графическое конструирование
Создание интерактивных презентаций и видео
Сборка и программирование роботов Lego
Графическое программирование
Конструирование собственного сайта
3D-моделирование и печать
Подробная программа…
Устройство компьютера
- Основные блоки ПК. Аппаратное обеспечение компьютера (hardware) Внешние носители информации.
- Информационный обмен в ПК.
Тест «Устройство ПК»
- Работа с мышью.
- Работа с клавиатурой. Основные клавиши для набора текста (цифры, буквы (строчные, прописные), клавиши особого назначения.
Практика: Набор и редактирование текста
Тест «Назначение клавиш клавиатуры»
Практика: Управление работой ПК с помощью клавиатуры
Операционная система. Работа с файлами
- Программное обеспечение ПК (software). Операционная система. Прикладные программы. Элементы Рабочего стола. Настройка рабочего пространства. Настройка интерфейса окна папки.
Практика: Настройка Рабочего стола
Практика: Настройка интерфейса окна папки
Тест «Работа с окнами»
- Основные понятия файловой системы: файл, папка. Логическая структура файловой системы. Правила именования файлов. Расширение файла. Сохранение файлов.
Практическая работа «Создание файлов и папок»
- Дерево каталогов, корневой каталог, путь, полное имя файла, текущая папка. Работа в Проводнике и окне папок. Построение дерева.
Практическая работа «Дерево каталогов»
- Операции с файлами и папками: создание, переименование, копирование и удаление. Ярлыки – назначение, способы создания.
Практическая работа «Работа с файлами и папками»
- Поиск объектов файловой системы. Алгоритм поиска. Шаблон поиска.
Практика: Поиск файлов и папок
- Способ хранения информации в ПК. Объем информации. Понятие бит, байт. Размер файлов.
Тест: измерение информации
- Архиваторы. Понятие архивирования информации. Создание архивов и извлечение файлов из архива с помощью контекстного меню.
Практика: Создание архивов Zip и RAR
- Антивирусная защита. Определение вируса. Источники заражения вирусами. Типы антивирусных программ. Перечень распространенных антивирусных программ.
Практика: Проверка рабочего диска на наличие вирусов
Уроки Интернета
- Определение и назначение сети Интернет. Сервисы Интернета. Понятие и назначение браузера. Интерфейс и настройка браузера. Понятия WWW, Web-страница, гиперссылка. Работа с информацией на странице.
- Поиск информации в Интернете. Анализ найденной информации. Правила сохранения текстов, рисунков, страниц.
- Правила безопасности в Интернете.
Практика: Поиск информации в интернете по заданной теме и сохранение ее на диск
- Электронная почта. Назначение и принцип работы электронной почты. Регистрация электронного почтового ящика. Почта Google.
Практика: Регистрация электронного почтового ящика
Оформление работы в Word
- Набор и редактирование текста. Настройка шрифта.
- Форматирование абзацев. Параметры абзаца. Способы настройки.
- Вставка изображений в текстовый документ. Формат рисунка.
Сообщение на тему «Что такое Интернет?»
Доклад «Домик Петра I»
Рисование и конструирование в редакторе растровой графики Paint.net
- Знакомство с интерфейсом. Инструменты. Основные графические примитивы. Работа с буфером обмена. Перемещение и копирование объектов.
Практика: Закрепление полученных знаний
- Понятие слоя. Создание, перемещение и удаление слоя. Видимость Слоя. Приемы рисования кистью. Однородная заливка.
Рисунок «Ночной пейзаж»
- Правила формирования цветов. Понятие кодировки цвета. Модель RGB и CMYK.
Тест: «Основы работы в редакторе MS Paint.NET»
Практика: Смешивание цветов
Коллаж «День матери»
- Понятие растровой графики. Правила корректного сохранения графики. Градиентная заливка.
Пейзаж «Закат»
- Масштабирование объектов. Приёмы наклона, поворота и отражения.
Зарисовка «Смешные лица»
- Понятие «система координат». Координаты точки. Размеры объектов. Единицы измерения. Использование вспомогательных построений для точного построения и позиционирования сложных рисунков.
Пейзаж «Радуга»
- Коллаж в Paint.NET. Работа с Буфером обмена между несколькими окнами. Настройка параметров рисунка.
Практика: Создание новогодней открытки
- Коррекция изображений. Настройка яркости, контрастности, насыщенности и оттенка цвета, работа с уровнями, наложение сепии.
Практика: Корректировка изображений
- Эффекты в Paint.Net. Использование художественных фильтров для придания изображению дизайнерских эффектов.
Практика: Создание рамки для портрета
- Удаление дефектов изображения. Инструмент Клонирование.
Практика: Ретуширование изображений
Создание интерактивных презентаций PowerPoint
- Интерфейс PowerPoint. Создание и сохранение презентации. Макет слайдов. Работа со слайдами. Просмотр презентации.
Презентация «Стихи Маршака»
- Дизайн презентации. Цветовая схема презентации. Образец слайдов.
Презентация «Животные»
- Текст на слайде. Инструмент Надпись. Импорт и настройка графики.
Презентация-фотоальбом «О себе»
- Рисование объектов в PowerPoint. Работа с объектами (выделение, группировка, выравнивание, изменение размеров, вращение). Атрибуты, усиливающие визуальные эффекты объектов.
Практика: Создание рисунков с помощью объектов
- Эффекты анимации. Настройка анимации.
Презентация «Мультипликация»
- Настройка действия. Гиперссылки.
Презентация «Пригороды Санкт-Петербурга»
Презентация «Угадайка»
- Установка спецэффектов для перехода от слайда к слайду. Смена слайдов (по щелчку, автоматически). Скрытый слайд. Настройка и запуск слайд-шоу .
Презентация «Туризм»
Практическая работа: Создание презентации «Город профессий»
Графическое программирование MSWLogo
- Интерфейс программы MSWLogo. Понятие алгоритма. Команды перемещения исполнителя.
Практика: Программирование движения исполнителя
- Назначение и синтаксис процедур в MSWLogo. Алгоритм создания и запуска процедуры.
Практика: Написание процедур для различных задач
- Создание программы из нескольких процедур. Вложенные процедуры.
Практика: Процедурное программирование
- Принцип задания цвета, команды работы с цветом. Закрашивание замкнутых областей.
Практика: Написание процедур для создания цветных рисунков
- Алгоритмическая конструкция "Цикл". Области и примеры применения. Команда REPEAT.
Проекты «Забор» и «Многоугольник»
Тест: «Азы программирования»
- Процедурное программирование. Процедуры с параметрами.
Проекты «Звезды по количеству» и «Шахматная доска»
- Операторы рисования окружностей.
Проект «Связка шаров»
- Абсолютные координаты. Случайные числа, функция RANDOM.
Проекты «Салют» и «Дождь»
Практическая работа "Программирование в среде MSWLogo"
Рисование и конструирование в редакторе векторной графики Xara
- Введение в векторную графику. Знакомство с интерфейсом. Выделение объектов, перенос, копирование, поворот, отражение. Цвет заливки и контура. Порядок объектов.
Рисунки «Портреты» и «Кот»
- Стандартные фигуры. Построение прямоугольников и овалов. Многоугольники.
Рисунок «На поляне»
- Средства повышения точности рисования. Линейки, направляющие.
Рисунок «Снежинка»
- Инструмент Карандаш и кисть. Параметры линии. Наконечники. Кисти. Редактирование кисти. Создание собственной кисти.
Рисунки «Логотип» и «Инициалы»
- Выравнивание объектов. Объединение, вырезание и разъединение объектов.
Рисунки «Облако», «Колесо», «Колосок»
- Инструмент Кривая Безье Опорные точки кривой. Касательные.
Рисунки «Семицветик»
- Корректировка фигуры. Инструмент Линия и форма. Понятие узла. Работа с узлами.
Практика: Корректировка фигур по заданию
- Заливка объектов. Виды градиентных заливок.
Практика: Закрепление полученных знаний
- Специальные эффекты. Объем. Тень. Прозрачность. Перетекание. Контур. Перспектива
Практика: Примеры применения специальных эффектов
- Анимация в Xara. Понятие анимации. GIF-формат. Создание покадровой анимации. Настройка характеристик анимации.
Видеоролики «Часы» и «Яблоко с гусеницей».
Сборка и программирование роботов Lego
- Краткая история робототехники. Роль компьютера в появлении машин с искусственным интеллектом. Понятия: программа и алгоритм.
- Робот LEGO: разборка робота до блока управления, демонстрация деталей, датчиков (касания, ультразвукового, цветового). Тестирование робота с помощью пульта управление, движения, повороты. Запуск робота.
Практика: Проверка работоспособности по тестовым программам
- Знакомство с интерфейсом LEGO MINDSTORMS EV3 Home Edition. Вкладки и команды управления. Подключение робота, загрузка программ. Создание, отладка и запуск программ.
Практика: Создание, отладка и запуск программ на движение, поворот робота, использование звуковых эффектов и графических изображений
- Управляющая конструкция ЦИКЛ. Использование бесконечных циклов, циклов по времени и счетчику.
Практика: Создание, отладка и запуск программ по заданию
- Использование конструкций ветвления. Составление программ с использованием встроенного графического редактора и редактора звуков.
Практика: Создание, отладка и запуск программ по заданию
Конструирование собственного сайта
- Понятие сайта. Структура сайта. Исходные материалы для сайта. Знакомство со средой SharePoint. Регистрация сайта. Настройка свойств страницы. Создание и настройка табличного макета. Размещение и настройка текста и рисунков. Вставка гиперссылок. Бегущая строка.
Сайт «Ленинградский зоопарк»
3D-моделирование и печать
- Техника 3D-моделирования. Знакомство со средой Tinkercad. Координатные плоскости и проекции. Инструменты для создания трехмерной графики.
Практика: Создание трехмерной модели
Практика: Настройка 3D-принтера и печать 3D-модели
Изучаемые программы и технологии
Оформление текста Word, оформление таблиц Excel, интерактивные презентации PowerPoint, растровая графика Paint.Net, Lego-роботы, векторная графика Xara, программирование MSWLogo, конструктор веб-сайтов, 3D-графика TinkerCad
Для реализации любых задач продвинутого пользователя, в том числе школьных, необходимо уметь быстро и эффективно управлять пользовательскими настройками компьютера. А для этого требуется знание приемов грамотной работы в операционной системе, как правило Windows. Надо уметь не только настраивать интерфейс, но и устанавливать и удалять программы, управлять работой ПК с помощью клавиатуры. Важно понимать общие принципы функционирования программного и аппаратного обеспечения, хранения и обработки информации и оптимизации всех настроек. Такие знания сформируют предпосылки к глубокому пониманию предмета Информатика в школе и успешному участию в конкурсах и олимпиадах в области информационных технологий.
По школьной программе 3-5 класса часто задают подготовить и оформить доклад или сообщение. Сделать это лучше всего в текстовом редакторе, самым полнофункциональным из которых, является Word. Для оформления сообщения требуется уметь выполнять форматирование текста и абзацев, вставлять и настраивать рисунки, оформлять страницы доклада. Информацию для доклада (текст и рисунки) ребята должны уметь найти в сети Интернет. Приобретенные навыки работы позволят самостоятельно выполнить школьное задание и значительно расширить возможности школьника.
В возрасте 10-12 лет школьникам часто приходится создавать презентации при подготовке к уроку. Наиболее распространенная программа подготовки презентаций – PowerPoint. Она позволяет создать стильную современную интерактивную презентацию с удобной навигацией, эффектной анимацией, нешаблонным дизайном и внутренней автоматизацией. Эти нестандартные приемы позволяют создавать уникальные презентации, викторины, тесты, интерактивные мультфильмы и видеоролики. Полученные знания помогут сделать лучшую презентацию для школы.
Школьникам 3-5 класса уже требуется иметь навыки создания и обработки графики для себя и школы. Начать можно с растрового графического редактора Paint.net, который имеет доступный интерфейс для ребят этого возраста и все необходимые инструменты. Для получения эффектного результата необходимо освоить работу со слоями, коррекцией и ретушью фотографий. Применение эффектов и фильтров придаст фотографиям уникальный вид. Ребята смогут создавать красивые фото, поздравительные открытки, коллажи и др.
Школьники 3-5 класса смогут ответить на вопрос, если познакомятся с приемами работы с векторной графикой, например, в редакторе векторной графики Xara. Ребята познакомятся с новым для себя форматом описания объектов и изображений в компьютерной графике. Векторная графика позволяет создавать графику, которую можно увеличить до любого размера. Знакомство с этим форматом откроет ребятам новые возможности для творчества.
Многие ребята 10-12 лет хотят попробовать себя в роли программиста. Первые шаги в алгоритмическом программировании ребята смогут сделать в среде MSWLogo. Она позволяет организовать обучение на самых различных графических задачах. Ребята познакомятся с понятием синтаксис команды, процедура, циклы, координаты и случайные числа. В результате написанной программы получается красочное графическое изображение. Для некоторых ребят это может стать первой ступенькой на пути к профессии программиста.
Большинство школьников хотят научиться создавать сайты. Попробовать себя в роли веб-мастера ребята могут уже в 10-12 лет, конструируя собственный сайт в визуальном редакторе. Работая над сайтом, школьники познакомятся с такими понятиями как веб-страница, структура сайта, гиперссылки, макет сайта. Полученные знания станут фундаментом для навыков продвинутого пользователя и послужат стартовой площадкой для создания профессиональных сайтов.
Школьники 3-5 класса проявляют огромный интерес к технологиям 3D-моделирования и 3D-печати. Попробовать свои силы можно в среде Tinkercad, которая имеет доступный для возраста ребят интерфейс и несложный инструментарий для моделирования. Проявив в работе фантазию, творчество и усидчивость, можно получить необычную авторскую модель, которую останется только распечатать на 3D-принтере. Вот так уже в возрасте 10-12 лет ребята осваивают полный производственный цикл от замысла до опытного образца.
Как проходят занятия
Каждый школьник работает за отдельным рабочим местом, оборудованным всем необходимым для занятий. Малочисленные группы обеспечивают индивидуальный подход каждому ребенку.
Для ведения занятий используется мультимедийное и сетевое оборудование. Обучение сопровождается презентационными и раздаточными материалами. Основная часть занятия уделяется практическим навыкам.
Материалы занятия, включая домашние задания, публикуются в Личном кабинете. Для контроля знаний и отработки навыков проводятся практические работы и творческие проекты. За посещаемостью и успеваемостью можно следить в электронном журнале.
Предлагаем вашему вниманию видеофрагмент презентационных материалов, используемых в занятиях.
Результат обучения
К концу курса школьник на практике научится быстро и эффективно управлять настройками своего компьютера, использовать «горячие» клавиши, оформлять многостраничные документы и стильные интерактивные презентации, создавать и обрабатывать изображения для рефератов, сочинений, веб-страниц, сделает первые шаги в алгоритмическом программировании, освоит сборку и программирование Lego-роботов, напишет свою компьютерную 3D-игру, познакомится с техникой 3D-моделирования и печати.
Практическое изучение различных компьютерных технологий существенно расширит кругозор школьника, разовьет навыки комплексного подхода для решения задачи как самостоятельно, так и под руководством наставника и совместной работы в команде.
По окончании курса школьник получит Сертификат Учебного центра вычислительной техники установленного образца.