Ребенок любит играть в Minecraft или Roblox? Это не страшно! Эти игры учат школьника логически мыслить и принимать решения. На определенном этапе ребенок будет делать попытки написать собственную игру. Поддержите его интерес: школьнику надо освоить инструменты программирования. Для этой цели прекрасно подходит Python – язык, признанный во всем мире, как самый простой и доступный для начала программирования. Изучение программирования структурирует мышление, концентрирует внимание, развивает логику и расширяет возможности школьника.
Это начальный курс текстового программирования, где школьник впервые пробует себя в роли настоящего программиста. Это уже не конструирование программы из блоков – это первые серьезные попытки освоить синтаксис конкретного языка. Возраст обучающихся еще недостаточен, чтобы заниматься только кодированием – для школьника очень важно видеть результат его усилий каждое занятие. Для этого отлично подходят игровые среды Minecraft и Roblox, которые легко интегрируются с реальными средами программирования, в которых работают уже профессиональные программисты. Курс будет интересен всем любителям эти игр, а также для всех начинающих программировать школьников.
Предварительная подготовка
Наличие уверенных навыков работы за компьютером и высокий уровень логического мышления. Проверить уровень подготовленности можно, пройдя Тестирование.
Синтаксические основы языка Python
Управление объектной моделью Minecraft Education Edition
Программирование на языке Python в Minecraft Education Edition
Создание информационного сайта игры Minecraft
Основы программирование в Minecraft Java Edition
Подробная программа…
Основы языка Python
- История языка Python. Понятие синтаксиса. Среда Trinket. Библиотека turtle. Синтаксис команд рисования
Проект «Смешная рожица»
Тест «Что я знаю о Python?»
- Циклический алгоритм. Переменные. Случайные числа. Синтаксис цикла со счетчиком для рисования «черепашкой»
Проект «Пружинка»
- Числовые переменные. Операторы ввода-вывода. Арифметические операторы. «Умножаем» символы
Проекты «Копилка», «Шахматная доска»
- Синтаксис условного оператора. Строковые переменные. Решение задач с проверкой переменных.
Проекты «Цветные круги», «Проверка пароля»
- Списки. Построение «интересных» алгоритмов с помощью списков. Вложенные циклы. Фрактальное рисование
Проект «Черепашья красота»
Практическая работа по модулю «Основы языка Python»
Программирование на Python в Minecraft Education Edition
- Объектная модель игры Minecraft Education Edition. Общий синтаксис написания команд Python для управления Minecraft. Решение задач на построение линейных алгоритмов
Проекты «Буквы», «Светофор»
Тест «Объектная модель и линейные алгоритмы»
- Основные команды управления блоками. Решение задач на построение линейных алгоритмов
Проекты «Ход конем», «Ферма»
- Переменные. Наименование. Виды переменных в Minecraft. Генерация случайных чисел. Работа со временем. Решение задач с использованием переменных в линейных алгоритмах.
Проекты «Случайное время», «Огненный шар»
Самостоятельная работа «Переменные»
- Арифметические операторы. Решение задач с использованием переменных, арифметических операторов в линейных алгоритмах
Проекты «Смена суток», «Бункер»
- Вычислительные алгоритмы. Алгоритм Гаусса. Алгоритм создания магического квадрата
Проект «Случайный магический квадрат»
Практическая работа «Переменные»
- Булевы значения. Понятия «истина» и «ложь». Операции сравнения. Логические операторы и выражения.
Проекты «Случайная телепортация», «Время суток»
- Условный оператор. Ветвление в алгоритмах. Простой условный оператор IF.
Тест «Булевы значения»
Проекты «Угадай блок», «Бассейн»
- Составной условный оператор IF. Множественные ветвления в алгоритмах. Функции-обработчики событий
Проекты «Туннель», «Мины», «Секретная дверь»
Практическая работа «Условный оператор»
- Цикл со счетчиком. Синтаксис цикла. Понятия счетчик и тело цикла. Итерация. Алгоритмическая модель цикла.
Проекты «Звезды», «Парад планет», «Елочный шар», «Паркур», «Елка»
- Работа со списками. Понятие списка. Объявление и инициализация списка.
Проекты «Генерация мира», «Битва с монстрами», «Зоопарк», «Урожай»
- Цикл с условием. Синтаксис цикла. Алгоритмическая модель цикла с условием. Бесконечный цикл.
Проекты «Фейерверк», «Убегающий блок», «Ползающий питон», «Комета»
- Собственные команды. Понятие функция. Синтаксис функции команды чата
Проекты «Дорога из желтого кирпича», «Деревня», «Крепостная стена», «Фонари», «Мост»
Проекты-игры «Бассейн с монстрами», «Победи зомби»
Проекты-игры «Вертикальный лабиринт», «Найди кнопку», «Минное поле»
Программирование на Python в Minecraft Java Edition
- Установка, настройка программного обеспечения. Подключение библиотек. Интерфейс среды программирования PyScripter. Объектная модель Minecraft Java Edition. Команды работы с игрой и блоками.
Проекты «Случайная телепортация», «Режим игры», «Все ко мне!»
- Настройка сервера Майнкрафт. Свойства сервера. Управление сервером с администраторскими правами. Регенерация мира. Подключения пакетов ресурсов
- Создание и вызов функций. Понятие функция. Синтаксис объявления и вызова функции.
Проекты «Город», «Озеленение», «Иллюминация»
- Математическое рисование. Библиотека Minecraftturtle. Функции «трехмерной черепашки».
Проекты «Ракушка», «Спиральное дерево»
Практическая работа «3D-рисование в Minecraft»
- Отрисовка 3D-объектов в Minecraft. Проектирование и импорт 3D-модели.
Проекты «Шаттл», «Нью-Йорк», «Монстр»
- Библиотека MinecraftStuff. Сложные геометрические построения.
Проекты «Пентагон», «Шарообразный мир», «Часы», «Солнечная система»
Создание информационного сайта Майнкрафт
- Понятие сайта. Структура сайта. Интерфейс программы Visual Studio Code. Регистрация сайта.
- Базовые текстовые тэги. Оформление страницы index.htm. Создание и оформление страниц с текстом.
- Создание и применение внешней CSS-таблицы. Вставка изображений. Обтекание изображений текстом. Бегущая строка. Внешний заголовок страницы
- Гиперссылки. Стилевое оформление гиперссылок. Гиперссылка в виде изображения.
Проект «Сайт-википедия о Майнкрафте»
Изучаемые программы и технологии
Синтаксис и основы алгоритмизации Python, программирование в Minecraft Education Edition, Minecraft Java Edition, создание сервера Minecraft, среда PyScripter.
Прежде всего, надо отметить, что это текстовое программирование, т.е. написание программы командами с соблюдением всех синтаксических правил. Это уже не составление алгоритмов из блоков, поэтому, чтобы не испытывать трудностей у ребенка должен быть неплохой навык набора текста на клавиатуре, желательно с английской раскладкой. Все остальные возможные проблемы лежат в плоскости развития алгоритмического мышления. Если школьник с легкостью решает логические задачи и берется за задачи повышенной сложности, тогда изучение программирования будет доступным и перспективным шагом.
Учитывая юный возраст обучающихся, освоение языка Python построено на программировании графики. Изучается библиотека turtle для создания живописных узоров. Здесь очень удачно сочетается освоение синтаксических правил и построение алгоритмов. Школьники способны понять и использовать основные алгоритмические конструкции и структуры данных. Они научатся применять функции ввода-выводы, циклы, ветвления, переменные, случайные числа, списки, функции.
Школьники с легкостью могут освоить программирование на языке Python в игровой среде Minecraft. Есть два варианта: Minecraft Education Edition и Minecraft Java Edition. Minecraft Education Edition более доступен для освоения школьниками 4-5 классов. Здесь множество технологий, поддерживающих начинающих программистов: «умные» подсказки, совместимость с блочным программированием, встроенность среды программирования в игру. Программирование в Minecraft Java Edition хорошо дается тем, кто уже имеет успешный опыт текстового программирования в более простых средах. Так помимо знания команд адаптированного языка Python требуется понимание архитектуры самой игры, умение настраивать сервер игры и не боятся работать со сложным программным обеспечением. Поэтому торопится не следует и стоит последовательно наращивать свой потенциал.
Поначалу, используется любая среда программирования, понимающая язык Питон. Подойдет даже онлайн-сервисы, такой как, Trinket, но это только сам язык без подключения к среде Minecraft. После освоения основ языка необходима сама среда. Сначала – Minecraft Education Edition – игровая среда, бесплатно устанавливаемая на компьютер, но требующая регистрационных данных для входа, выдаваемых на занятии. Дальше – ставим сервер Minecraft Spigot, среду программирования PyScripter и Minecraft Java Edition. Последние установки требуют глубокого понимания процесса их взаимодействия, о чем мы подробно рассказываем на занятиях. Кроме того, необходимо с самого начала установить язык Питон и Java на компьютер.
Как проходят занятия
Каждое занятие направлено на практическую реализацию пройденного материала и заканчивается готовым игровым приложением. Это позволяет легче осваивать сложный материал и поддерживать интерес школьника к изучению программирования.
Для ведения занятий используется мультимедийное и сетевое оборудование. Обучение сопровождается красочными презентационными и раздаточными материалами.
Материалы занятия, включая домашние задания, публикуются в Личном кабинете. Для контроля знаний и отработки навыков проводятся практические работы и творческие проекты. За посещаемостью и успеваемостью можно следить в электронном журнале.
Предлагаем вашему вниманию видеофрагмент презентационных материалов, используемых в занятиях.
Результат обучения
К концу курса школьник получит знания в области программирования игровых сценариев, освоит синтаксические основы языка программирования Python, научиться реализовывать собственный игровой сценарий на языке Python, приобретет навыки установки и администрирования программных компонентов, сможет придумать и запрограммировать расширение функций игровых сред Minecraft и Roblox.
Кроме того, ребенок станет частью сообщества единомышленников, где все увлечены интеллектуальной деятельностью, почувствует в себе силы реализовать свои игровые идеи и это даст мощный толчок к дальнейшему изучению программирования
По окончанию курса школьник получит Сертификат Учебного центра вычислительной техники установленного образца.
Примеры работ