Ребенок увлеченно играет в компьютерные игры? Направьте его стремление в креативное русло. Пусть он создает игры, а не просто играет! Он сможет реализовать любую свою игровую фантазию, используя полученные навыки 3D-моделирования, графического конструирования текстур и игровых уровней, программирования игровых алгоритмов. Это очень интересно, полезно и перспективно! Ваш ребенок почувствует себя программистом, дизайнером, конструктором и, самое главное, получит возможность реализовывать свои идеи!
Это начальный курс изучения программирования для школьников, где ребенок получит навыки моделирования и программирования 3D-игр с помощью различных платформ. Идея создания собственной компьютерной игры является отличным мотиватором для преодоления трудностей освоения программирования, 3D-моделирования и рутинных операций конструирования игровых уровней. Полученный результат всегда оправдывает ожидания и затраченное время. Курс подходит как для начинающих программистов, так и для ребят, уже имеющих опыт игрового программирования.
Предварительная подготовка
Наличие навыков работы с мышью и клавиатурой. Проверить уровень подготовленности можно, пройдя Тестирование.
Компьютерная грамотность
Создание игр в Kodu Game Lab
Блочное программирование в Minecraft
Создание 3D-перcонажей и видеооткрыток
Создание собственной 3D-игры в Cospaces
Реализация игровых алгоритмов в Minecraft
Карандашное программирование
Подробная программа…
Компьютерная грамотность
- Интерфейс окна папки. Рабочий стол
- Основные элементы интерфейса окна папки
- Перемещение, изменение размеров, закрытие, сворачивание и восстановление окна папки
- Настройка основных параметров, смена значка, настройка панели задач и окна папки
- Работа с клавиатурой и мышью, клавиши редактирования текста
- Знакомство с кнопками мыши, их назначение, контекстное меню
- Работа с клавиатурой. Назначения клавиш
- Знакомство с программой Word. Набор текста
- Постановка рук на клавиатуре. Клавиатурный тренажер
- Копирование текста с помощью буфера обмена
- Выделение объектов в Word
- Копирование, перемещение, вставка с помощью мыши и клавиатуры
- Работа с файловой системой
- Имя файла. Полное имя файла. Создание, копирование, удаление, перенос файлов и папок
- Понятие ярлыка. Поиск файлов и папок
- Назначение и принцип работы электронной почты
- Регистрация ящика на почтовом сервере в Internet
- Почта Google, создание собственного аккаунта
Создание игр в Kodu Game Lab
- Запуск Kodu Game Lab
- Интерфейс рабочей среды
- Создание карты игры
- Сохранение игры на сетевой диск
Проект «Pacman»
Размещение персонажей
Добавление бонусов
Проект «Байкер и яблоки»
- Создание логических игр в Kodu Game Lab
- Знакомство с объектом таймер
- Понятие и изменение свойств объектов
- Наследование команд и условий
- Понятие счетчика, подсчет игровых очков
- Проекты «Гонка байкера», «Прогулка Коду»
Смена для и ночи в игровой среде
Смена поведения персонажей игры
- Проекты «Поймай за время», «Съешь рыбку»
Генерация и настройка ландшафта игры
Клонирование персонажей
- Проекты «Вышибалы», «Кликер»
Понятие счетчика, создание программной кнопки
- Проект «Лабиринт телепортов»
Блочное программирование в Minecraft
- Блочное программирование в Minecraft
- Программная реализация игровых алгоритмов в Minecraft
- Интерфейс программы Minecraft Education Edition
- Регистрация и запуск программы. Работа со строкой чата – базовые команды
- Работа с редактором кода Makecode
Категории команд
Основы блочного программирования
Смена дня и ночи
Конструкция повторения
Генерация блоков и мобов
Телепортация игрока
- Введение в событийное программирование
- Понятия «Событие», «обработчик события», событийно-ориентированное программирование
- Решение задач с разными обработчиками событий
Тест №1 «Первые термины в программировании»
- События: независимые и связанные, случайные числа
Проект: «Салют»
- Координаты
- Понятие координат в пространстве
- Абсолютные и относительные координаты
- Система координат в Minecraft
Проекты: «Клад», «Клумба», «Цветы», «Мобы»
Тест №2 «Координаты в Minecraft»
- Использование объемных координат. Клонирование
Проекты: «Снеговик», «Аквариум», «Шар из динамита», «Вулкан»
Проект «Лабиринт»
Создание 3D-перcонажей и видеооткрыток
- Создание светодиодной открытки к празднику
- 3D-лаборатория
- Tinkercad – создание 3D моделей
- Настройка печати на 3D принтере
Проект «Символ года»
- Знакомство с графическим редактором Paint 3D
- Знакомство с графическим редактором. Интерфейс, основы работы, изменение размера, заливка
- Палитра цветов. использование готовых плоских фигур
Проект «Миньон»
- Создание коллажей из 2D изображений
- Работа с 3D объектами
- Практика: создание 3D-коллажа «Пляжный отдых»
- Работа с инструментами для создания моделей в трехмерном формате
- Библиотека изображений
- Создание видеооткрыток
- Знакомство с Дополненной виртуальной реальностью
Создание и программирование собственного 3D-игрового пространства
- Введение, создание проекта, настройка игрового пространства, масштабирование персонажей
- Настройка поведения персонажей, анимация моделей
- Управление текстурами, светом и тенью
- Перемещению объектов по системе координат
Проекты «Лесная братва», «Паркур»
- Понятие переменной, присваивание значений
- Работа с текстовыми панелями
- Понятие условной конструкции, использование ее в игровом приложении
- Работа с циклом, применение ее для работы с объектами
Проект «Игра в снежки»
- Работа со списками, использование их для работы с игровыми объектами
- Работа со случайными числами
Проект «Лабиринт»
- Работа с переменными, подсчет очков
- Понятие свойств объекта, изменение характеристик программным способом
Практическая работа «Найди клад на пиратском острове»
Программная реализация игровых алгоритмов в Minecraft
- Переменные
- Понятие переменной. Правила именования переменных. Типы переменных в Minecraft
- Порядок работы с переменными: объявление, инициализация, использование. Различные способы инициализации переменной
Тест №3 «Переменные в Minecraft»
Проекты: «Подсчет очков», «Случайные числа», «Управляемый дождь»
Проект: «Битва с монстрами»
- Позиционные и текстовые переменные
Проекты: «Дорога с фонарями», «Летающий алфавит»
- Циклы. Изменение переменных в цикле
Проекты: «Египетская пирамида», «Крепостная стена»
Проекты «Лестница в небеса», «Парад из букв»
- Понятие отладки программы. Работа в режиме отладки
- Работа со временем. Использование таймера при решении задач
Проекты «Секундомер», «Обратный отсчет»
Практическая работа «Переменные»
- Типы алгоритмов. Блок-схемы
- Линейные, циклические, разветвляющиеся алгоритмы. Построение блок-схемы алгоритма
- Условная конструкция. Использование условного оператора в Minecraft
Проект-игра «Найди клад»
Проект-игра «Угадай, где алмаз»
Проект-игра «Минное поле»
- Моделирование миров в Minecraft
- Использование миров из библиотеки Minecraft. Импорт миров Minecraft.
- Создание и экспорт собственного мира
Разработка компьютерных игр и персонажей в Roblox
- Знакомство с Roblox студией, создание собственного игрового пространства
- Генерация простейших моделей
- Сохранение и публикация игры
- Создания игровой территории, на которой и будут располагаться объекты, создание собственной карты для игры
- Создание модели игрока
- Создание аватара и изменение скина
- Разработка собственных моделей одежды
- Введение программирования на языке lua
- Знакомство с понятием «объект»
- Изменение свойств объектов программным образом
- Использование циклов для перебора объектов игрового пространства и изменения их свойств
- Смена поведения игрока с помощью программного кода
- Знакомство с понятием «событие». Создание собственных функций для обработки событий
Проект «Obby»
Изучаемые программы и технологии
3D-моделирование и печать, рисование текстур и карт, создание игр Kodu Game, CoSpaces, Minecraft, блочное программирование в MakeCode, текстовое программирование в PencilCode.
Среда Kodu Game Lab — уникальный конструктор визуального программирования, позволяющий детям без знания языков программирования создавать и моделировать свои 3D-миры, ограниченные только собственным воображением. Дети младшего школьного возраста мечтают научиться программированию и создать свою собственную игру, но пока их математический аппарат еще не сформирован в достаточной мере и даже работа с координатной плоскостью и расстановка персонажей вызывает существенные затруднения. В данной среде таких сложностей не возникнет, так как им будет интуитивно понятно, куда и как располагать объекты. А работа сразу с несколькими игровыми объектами и их взаимное расположение поможет формированию пространственного мышления и развитию воображения.
Окружающий нас мир сам по себе является трехмерным. Ничего удивительного, что живет и развивается идея воссоздания реального или придуманного мира в максимально похожего на свой прототип. Навык 3D-моделирования полезен младшим школьникам для формирования пространственного мышления и развития мелкой моторики. Для правильного развития в области компьютерного моделирования важно выбрать понятный и доступный 3D-редактор, например, Paint3D. Он является стандартной программой, входящей в базовый набор приложений для Windows 10 и предназначен для создания 3D-графики и 2D-рисования. Используя Paint3D, можно рисовать кистями, фигурами, вставлять текст и эффекты для создания уникальных 2D-объектов, а также конструировать 3D-объекты с возможностями создания виртуальной реальности и использовать модели, созданные другими пользователями. Ни один другой графический редактор не обладает таким разнообразием инструментов, поэтому полученные навыки помогут ребятам в дальнейшем хорошо понимать геометрию и стереометрию. Научившись моделировать персонажи игр на компьютере, школьники смогут изготовить созданную модель с помощью 3D -ручек или 3D-принтера и унести его домой!
После того, как смоделировано игровое пространство и размещены персонажи надо заставить их двигаться и выполнять различные команды –то есть запрограммировать их. Для детей 3-5 класса это практически непосильная задача, так как они еще не знакомы с правилами записи команд и как строится сама программа. Именно поэтому для них программирование с помощью карточек или, так называемое, блочное программирование, является находкой. Они смогут наглядно рассмотреть наглядно, какие действия должен выполнять персонаж и построить первый в своей жизни алгоритм для решения игровой задачи, что позволит в дальнейшем перейти к программированию уже на обычных языках. Возможности блочного программирования предлагают различные среды: Kodu Game Lab, CoSpaces, Minecraft, Scratch и др.
При наличии опыта моделирования собственных 3D-персонажей и игровых уровней, школьнику открываются широкие возможности игровой платформы CoSpaces. Основное ее преимущество - простота управления мирами, составления алгоритмов игры, проработки различных возможностей и сценариев на блочном языке CoBlocks. Это доступный язык программирования, в котором есть все основные алгоритмические конструкции, и, познакомившись с ним, школьники смогут легко перейти к программированию в виде написания программного кода. На выходе будет готовая игра с собственными и заимствованными персонажами.
Чего обычно хотят дети, ученики младших классов (и не только), попадая к компьютеру? Конечно же играть! Чего хотят родители? Конечно же, чтобы ребёнок был занят полезным делом. Программирование в Minecraft позволяет совместить эти интересы. На сколько становится легче изучать непростые вопросы программирования, находясь в любимой игре. Основа программирования в Minecraft - это выстраивание игровых алгоритмов и логических цепочек. Именно это и позволяет ребятам развить алгоритмическое мышление, которого так не хватает современным школьникам. Пока это только блочное программирование во встроенной среде Makecode, но вместе с тем это освоение основных понятий программирования: переменные, циклы, ветвления, случайные числа и использование их для реализации собственных игр. А как здорово, когда игру сделал сам и можешь поделиться с друзьями!
Как проходят занятия
Учитывая возраст учащихся, занятие проходит с постоянной сменой деятельности, постепенно переходя от сложной к простой, от технической к творческой. Каждое занятие заканчивается выполнением отдельного проекта, отрабатывающего на практике полученные теоретические знания. Для ведения занятий используется мультимедийное и сетевое оборудование.
Обучение сопровождается красочными презентационными и раздаточными материалами.
Материалы занятия, включая домашние задания, публикуются в Личном кабинете. Для контроля знаний и отработки навыков проводятся практические работы и творческие проекты. За посещаемостью и успеваемостью можно следить в электронном журнале.
Предлагаем вашему вниманию видеофрагмент презентационных материалов, используемых в занятиях.
Результат обучения
К концу курса ребенок получит представление о принципах построения игровых уровней и алгоритмов, освоит технику 3D-моделирования и печати, познакомится с трехмерной системой координат, научится прорисовывать текстуры и моделировать персонажи, сможет управлять светом, тенью и программировать физические параметры объектов на языке Lua, получит навыки блочного программирования на языке CoBlocks, познакомится с основами программирования игр на основе линейных алгоритмов, сможет придумать и сгенерировать свои игровые миры, получит навыки программного управления средой Minecraft, улучшит свои знания английского языка и познакомятся с профессиональной терминологией в сфере IT-технологий.
По окончанию курса школьник получит Сертификат Учебного центра вычислительной техники установленного образца.
Примеры работ